Главное управление внутренней политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Московской области
На главную
Контакты
Карта сайта
Главная Управление Регистр муниципальных нормативных правовых актов Московской области Методические рекомендации
Основное меню
1. Управление
2. Нормативные правовые документы по основным направлениям деятельности
3. Обращения граждан
4. Общественные приёмные Губернатора
5. Контактная информация
6. Полезные ссылки
7. «Наше Подмосковье»
Поиск
Укажите слово для поиска:

1.8.2. Методические рекомендации

меню текущего раздела
Нормативные правовые акты Методические рекомендации Контактная информация
Разъяснения по порядку принятия, опубликования и вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов

(с учетом изменений в часть 5 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)

 

Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) закреплена взаимосвязь между конкретными видами муниципальных правовых актов и органами, должностными лицами, которые их принимают.

В частности, согласно части 3 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований принимают решения, как по вопросам местного значения, так и по вопросам организации их деятельности. Решения представительного органа муниципального образования носят как нормативный, так и ненормативный характер.

При этом действующее законодательство не предусматривает возможности принятия представительным органом муниципального образования «положений», «нормативных правовых актов», «постановлений» и т.п. как отдельных документов.

Таким образом, представительный орган муниципального образования может принимать муниципальные нормативные правовые акты только в виде решений. Именно решение Совета депутатов, устанавливающее общеобязательные правила поведения, является нормативным правовым актом, а «положения», «программы» и т.п. могут являться только приложением к решению Совета депутатов.

В случае, если решением представительного органа утверждается     какое - либо положение, то оно является неотъемлемой частью соответствующего решения (приложением). То есть, решение и утверждаемое им положение являются единым нормативным правовым актом.

Необходимо отметить, что с 01.01.2012 вступили в силу изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ, в том числе по порядку подписания муниципальных нормативных правовых актов. В соответствии с данными изменениями из части 5 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ было исключено указание на подписание председателем представительного органа только тех решений представительного органа, которые не имеют нормативного характера.

Таким образом, в настоящее время Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает подписание председателем представительного органа всех решений, принимаемых представительным органом муниципального образования, вне зависимости от характера их содержания и вопросов, по которым они были приняты.

В свою очередь, согласно части 13 статьи 35 Федерального закона    № 131- ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания. Таким образом, каждый муниципальный нормативный правовой акт должен быть подписан главой муниципального образования. Отсутствие подписи главы на нормативном правовом акте приводит к нарушению порядка принятия нормативного акта, влечет за собой его недействительность и невозможность применения.

Учитывая взаимосвязь части 13 статьи 35 и части 5 статьи 43 Федерального закона № 131- ФЗ представляется возможным сделать вывод о том, что подписание нормативного правового акта, принимаемого представительным органом местного самоуправления, одновременно председателем Совета депутатов и главой муниципального образования соответствует нормам действующего законодательства.

Завершающим этапом правотворческого процесса, позволяющим применять муниципальный нормативный правовой акт, является его опубликование. Согласно части 2 статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Одним из проблемных вопросов на этой стадии правотворчества является закрепление в уставе муниципального образования в качестве единственного источника официального опубликования официального сайта в сети Интернет либо определение сайта, как альтернативы официальному источнику опубликования.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта является публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом и лишь в исключительных случаях допускается иная форма при отсутствии в публичном образовании печатного издания.

При этом в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее- Закон о СМИ) под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Вместе с тем, оценивая возможность использования сетевого издания в качестве официального средства опубликования муниципальных нормативных правовых актов, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 12 Закона о СМИ органы местного самоуправления освобождаются от регистрации средств массовой информации, создаваемых исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов. Однако в соответствии со статьей 2 Закона о СМИ единственным признаком, отличающим обычный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от сетевого средства массовой информации, является регистрация сайта в «качестве средства массовой информации». Так же статьей 8 Закона о СМИ прямо установлено,                   что сайт в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, таковым не является.

В свою очередь, согласно пункту 7 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131- ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится учреждение только печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов. Следовательно, выступать учредителями средств массовой информации, распространяемых в иных формах, органы местного самоуправления не вправе. Соответственно Интернет не может служить источником официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов.

Также следует отметить, что опубликование (обнародование) муниципальных актов исключительно в сети Интернет может повлечь большие затруднения в правоприменительной практике, в частности в определении официальной даты опубликования и соответственно вступления их в силу. Кроме того, в современных социально-экономических условиях размещение муниципальных нормативных актов только на интернет-сайтах значительно затрудняет доведение их содержания до широкого круга лиц.  

В целях повышения качества муниципальных нормативных правовых актов Московской области ГУВП Московской области и прокуратура Московской области обращает внимание на необходимость соблюдения изложенных рекомендаций при подготовке и принятии муниципальных нормативных правовых актов.

Приложения



© Copyright 2005–2019
Главное управление внутренней политики и взаимодействия с органами местного самоуправления Московской области
support@moinform.ru

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.